Из мечты о библиотеке – в учителя с 40 учениками в классе: откровения педагога со стажем
- 15 ноября 13:43
- Служба новостей

Путешествие через слова к сердцам учеников
Ирина Мухина, преподаватель русского языка и литературы из дзержинской школы № 1, стала героиней материала, посвященного воспоминаниям о начале её педагогического пути. Она считает, что настоящий педагог постоянно учится сам, а не только старательно передает знания. По её словам:
Как говорили древние, человек учится, когда обучает других.
На вопрос о том, была ли педагогика её детской мечтой, Ирина Зиновьевна пояснила, что её призвание к учительской работе сформировалось не сразу, а с течением времени. В школьные годы, обучаясь в физико-математическом классе школы № 2, где тогда насчитывалось около сорока учеников, она представляла себя библиотекарем. С теплотой она вспоминает свою учительницу литературы, Галину Александровну Калинину, чьи уроки были очень увлекательными. В юности Ирины Мухиной большинство людей хорошо знали русский язык благодаря активному чтению. Её глубокий интерес к книгам послужил причиной для поступления на заочное отделение Московского института культуры после завершения школьного образования.
Во время учёбы Ирина Мухина также трудилась в библиотеке обкома профсоюзов нефтехимии, расположенной на улице Пирогова. К третьему курсу она потеряла интерес к обучению, сочтя его скучным, и приняла решение забрать документы из института. Приблизительно в это же время её младшая сестра выразила желание стать педагогом. Их отец в шутку предложил Ирине также рассмотреть вариант преподавания, отметив, что неважно, одна или две дочери выберут эту профессию. В итоге обе сестры поступили в Горьковский университет.
Ирина Мухина не сожалеет о таком повороте в своей жизни. Она подчеркивает, что её работа остается увлекательной и приносит ей радость. Несмотря на то что она давно могла бы выйти на пенсию, её нынешнее положение полностью её устраивает.
Родители Ирины Зиновьевны не были связаны со сферой образования. Её отец всю свою жизнь работал на заводе "Оргстекло" и был награжден орденом. Мать занималась домашним хозяйством и воспитала пятерых детей.
Первым местом педагогической деятельности Ирины Мухиной стало профессионально-техническое училище № 1 на улице Студенческой. Ещё будучи студенткой, она вышла замуж за однокурсника, и вскоре у них родился сын. Поскольку обязательного распределения у неё не было, ей пришлось самостоятельно искать работу. Она без колебаний приняла предложение из ПТУ-1. Однако в училище она преподавала недолго, получив приглашение в школу № 1, где работает уже почти сорок лет. Она очень довольна своим местом работы, отмечая открытые и хорошие отношения в коллективе. Школа № 1 считается небольшим поселковым учебным заведением. Ирина Мухина ведет уроки только в двух классах, но при этом знает всех учеников, а они, в свою очередь, знакомы со всеми учителями. В этой школе среди учеников не встречается нецензурная лексика, и никто не курит за углом.
Несмотря на периодические предложения о работе в её родной школе № 2, которая в то время находилась на проспекте Гагарина, Ирина Мухина не проявляла к ним интереса. Она объясняет это не материальными причинами, поскольку даже не интересовалась размером зарплаты, а тем, что "прикипела" к школе № 1, где ей, как она постоянно повторяет, комфортно.
Ученики Ирины Мухиной занимаются стихотворчеством, что не является частью обязательной школьной программы. Для неё это крайне важно, поскольку творчество помогает детям более точно выражать свои мысли, развивает речь и чувство ритма. Она подчеркивает, что умение сочинять стихи облегчает процесс написания сочинений. Теория стихосложения присутствует в учебниках по литературе, но учителя обычно уделяют ей мало внимания, тогда как Ирина Мухина считает это важным аспектом. Ежегодно в школе проводятся "Ильяшевские чтения" - городская конференция, созданная учителями в память о человеке, который 60 лет назад способствовал защите Дзержинска от песчаных бурь.
Положительному имиджу школы также способствовали авторские классы, инициатором которых выступила Татьяна, сестра Ирины Мухиной. Татьяна преподает биологию в той же школе и в 90-е годы внедрила новую программу "Экология и диалектика". Ирина Мухина присоединилась к этой программе, что привело к формированию биолого-экологических классов и летних лагерей. Значительную помощь оказал Николай Иванович Вавилов, директор завода имени Я. М. Свердлова, чьи дети, к слову, также учились в этой школе. Он доверял учителям и всегда был готов оказать поддержку. Половина учеников авторского класса участвовала в городских олимпиадах по биологии и часто добивалась побед благодаря глубоким знаниям, полученным по этой программе.
Ирина Мухина, обладая обширным педагогическим опытом, может сравнивать учеников разных лет и утверждает, что они по своей сути не изменились. По её словам, как в советские времена, так и сейчас есть дети, которые любят и хотят учиться. Точно так же всегда присутствовали и безответственные ученики, не желающие получать знания. Радует, что таких детей стало значительно меньше. Однако вызывает сожаление постоянное использование гаджетов нынешним поколением, что, как известно, вредно. Внучка Ирины Мухиной, изучающая психологию, отмечает, что телефоны сильно влияют на развитие мозга. Сама Ирина Мухина пока не замечает у детей каких-либо отклонений, но строго запрещает использовать телефоны на уроках. Родителям она постоянно напоминает о важности больше общаться с детьми дома, просить их рассказывать, например, о прошедшем дне.
Среди выпускников Ирины Мухиной нет широко известных гуманитариев. Однако около двадцати лет назад в нижегородском медицинском институте был открыт факультет подготовки военных врачей, для поступления на который требовалось сдавать литературу. В результате многие её выпускники стали военными врачами и занимают значимые должности. Например, один из них руководит клиникой в Москве, а другой возглавляет санаторий в Подмосковье.
Касательно обилия иностранных слов в русском языке, Ирина Мухина считает это негативным явлением, но уверена, что язык справится с этой тенденцией. Она напоминает, что язык Пушкина существует много лет и практически не изменился. В разные эпохи появлялись особые словечки и жаргоны, которые впоследствии исчезали. В русском языке, по её мнению, есть слова, способные заменить любое иностранное заимствование, поэтому язык рано или поздно сам себя защитит. Об этом сообщает издание "Городские Ведомости".
Как сообщалось ранее, в преддверии Дня дошкольного работника жители Дзержинска активно выражали благодарность педагогам за их неоценимый вклад в воспитание детей. В числе таких профессионалов — учитель начальных классов гимназии № 38 Анна Голованева, которая переехала в Дзержинск в конце 1990-х годов и вернулась в профессию благодаря своим дочерям. Анна Павловна, чья мать также была учителем математики, в 2017 году снова поступила в Мининский университет, где через два года успешно защитила магистерскую диссертацию, посвященную экологическим проблемам города. Этой весной она подтвердила высшую квалификационную категорию и получила приглашение от НИРО, чтобы поделиться опытом экологического воспитания с коллегами.