Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Библиотекарь из Дзержинска раскрыла секрет: почему дети снова влюбляются в бумажные книги

Библиотекарь из Дзержинска раскрыла секрет: почему дети снова влюбляются в бумажные книги

Чтение как ключ к волшебству и пониманию мира

В Дзержинске, в Школьной библиотеке №12, находится небольшое тихое помещение с книжными полками. Здесь работает Татьяна Круглякова, совмещающая должности преподавателя истории и школьного библиотекаря. Она помогает ученикам с выбором книг и обсуждает с ними прочитанное. Беседа с Татьяной Кругляковой состоялась в период празднования Международного дня школьных библиотек, который традиционно проходит в конце октября.

Татьяна Анатольевна рассказала о своей глубокой любви к чтению, зародившейся еще в детстве.

"Волшебный мир литературы манил меня с самого детства, - говорит она. - В большой степени на это повлияла эпоха: у советских ребятишек, к поколению которых отношусь и я, не было гаджетов, огромного количества игрушек, да и по телевизору показывали одну детскую передачу и художественные фильмы. Зато всегда можно было найти, что почитать, люди стремились достать дефицитную литературу. Книги развивали фантазию, позволяли побывать в других странах, расширяли кругозор. Впрочем, как и сейчас. Просто в наше время трудно было представить, что школьник не прочитает всё, что задано по программе. Читать ведь так интересно. До сих пор обожаю именно бумажные книги: электронные не передадут шелест страниц, непередаваемый запах хрупкой бумаги."

Среди произведений, которые особенно любит Татьяна Круглякова, выделяется "Сага о Форсайтах" Джона Голсуорси, повествующая о трех поколениях состоятельной английской семьи. Эту книгу она особенно рекомендует к прочтению. В целом, ее читательские предпочтения разнообразны и включают романы, фэнтези и детективы. Сейчас она читает работы современной писательницы Донны Тартт, отмечая ее роман "Щегол" за захватывающий сюжет и ясный слог. Также ей нравятся детективные истории Агаты Кристи и Роберта Гэлбрейта.

Хотя Татьяна Анатольевна упомянула несколько зарубежных произведений, она подчеркнула, что российская классика стала для нее значимой еще в школьные годы. Из современных российских авторов ей нравится Захар Прилепин, однако его романы отсутствуют в школьной библиотеке из-за возрастных ограничений.

Татьяна Круглякова работает в 12-й школе на протяжении тридцати семи лет. Десять лет назад ей предложили совмещать преподавание с работой библиотекаря, и она с готовностью приняла это предложение, поскольку оно давало ей возможность быть ближе к миру литературы. Свою работу в библиотеке она считает интересной по ряду причин:

  • В библиотеке ученики порой раскрываются с новой стороны, становясь более открытыми, чем на уроках.
  • Ее радует регулярное пополнение книжного фонда. Хотя большинство изданий в коллекции старые, иногда поступают и новые книги, например, произведения Антона Чехова, Александра Островского, Николая Некрасова.
  • В библиотеке всегда царит тишина, что она считает одной из ее главных преимуществ.

Основной источник пополнения библиотечного фонда - это ученики. Ежегодно волонтеры объединения "Берегиня" организуют школьную акцию под названием "Дарите книги с любовью". В рамках этой акции любой школьник может принести книгу в дар, предварительно убедившись, что она соответствует возрастным требованиям и учебной программе. В каждую подаренную книгу ставится специальная печать с именем дарителя, что мотивирует детей посещать библиотеку и интересоваться дальнейшей судьбой своих книг. Татьяна Анатольевна также дополняет коллекцию, принося книги из дома, а иногда приобретает новые при поддержке школьной администрации. Очень редко книги приносят посторонние люди, и, как правило, это старые издания с мелким шрифтом, не подходящие для образовательного процесса.

На вопрос о том, стали ли современные школьники читать меньше, Татьяна Анатольевна ответила, что это зависит от временного промежутка, который берется для сравнения. По ее наблюдениям, примерно десять лет назад дети читали лишь незначительно активнее, чем сейчас. Однако, если рассматривать период двадцатилетней давности, посещаемость школьной библиотеки была заметно выше. Главными причинами этих изменений стали развитие интернета, который предоставляет свободный доступ к любой информации и электронным книгам, доступным для скачивания из дома. Кроме того, она упомянула о феномене "клипового мышления" у подростков, которое затрудняет чтение объемных романов, таких как произведения Жюля Верна. Вместо этого они чаще выбирают комиксы с текстом и иллюстрациями.

Школьники приходят в библиотеку преимущественно за учебниками и литературой, рекомендованной учителями. Например, в связи с растущим интересом к краеведению, они запрашивают работы местных авторов, таких как Станислав Шальнов и Вячеслав Сафронов. Также востребована специализированная литература для подготовки к олимпиадам и конкурсам. Первоклассники часто ищут книги-сценарии. Двадцать лет назад, до повсеместного распространения интернета, выпускники обращались в библиотеку за справочной и научной литературой для написания рефератов, брали русскую и зарубежную классику, а также увлекались фэнтези. Как тогда, так и сейчас, "Гарри Поттер" пользуется неизменной популярностью у детей.

Хотя в библиотеке нет очень старых изданий, по мнению библиотекаря, здесь хранятся несколько редких книг. К ним относится фотоальбом Николая Добровольского "Город Горький. 750 лет", выпущенный в 1971 году "Агентством печати Новости". Этот альбом был подарен библиотеке в начале 1970-х годов учительницей Анной Федоровной Абросимовой. Другим ценным экземпляром является документальная рукопись Евгении Ивановны Быстровой, еще одного педагога, которая тщательно собирала информацию о комсомольцах Дзержинска и передала свой труд в библиотечный фонд.

Современные библиотеки, включая школьные, часто выступают в роли культурных центров. Однако в этой библиотеке выставки и встречи проводятся нечасто из-за небольшого размера помещения - это переоборудованный школьный кабинет для хранения книг. Тем не менее, здесь очень уютно, и ученики часто отмечают особенный "запах книг". На встречи с писателями школьников обычно водят в городские библиотеки. В самой же школьной библиотеке организуются выставки и регулярно проводятся библиотечные и тематические уроки для начальных классов, где детей учат правилам поведения и знакомят с книгами. При подготовке таких занятий Татьяна Анатольевна тесно сотрудничает с учителями и старшеклассниками: старшие школьники создают видеопрезентации, а педагоги разрабатывают викторины. Недавнее занятие, посвященное творчеству Ивана Андреевича Крылова, было хорошо принято детьми.

Татьяна Анатольевна считает, что самый эффективный способ привить ребенку интерес к чтению - это личный пример родителей.

"Только своим примером. Всё идет из семьи: если родители читают, то, скорее всего, ребенок тоже будет читать. Всё начинается со сказки на ночь, затем продолжается обсуждением прочитанного, и со временем школьник с удовольствием будет тянуться к литературе," - говорит она.

Ниже представлены мнения юных читателей о библиотеке и их отношении к чтению:

Валерия Молева рассказала, что школьную библиотеку она посещает в основном для получения книг, входящих в учебную программу, а также бывает на выставках. В настоящее время на уроках литературы они изучают "Капитанскую дочку" Александра Пушкина, которую она считает увлекательной благодаря сюжету и способности побуждать к размышлениям. Валерия также посещает городские библиотеки и читает книги из своей домашней коллекции, отдавая предпочтение фантастике, поскольку этот жанр, по ее мнению, развивает воображение и затрагивает важные темы.

Иван Лужецкий в младших классах регулярно брал книги в школьной библиотеке, что, по словам Татьяны Анатольевны, подтверждается его читательским формуляром. Сейчас он находит нужные ему произведения дома или в городских библиотеках. Его особенно привлекают книги на военную тематику; недавно он прочитал трилогию Константина Симонова "Живые и мёртвые". Иван предпочитает печатные книги, а к электронным версиям обращается лишь в случае отсутствия бумажных. Он подчеркнул, что чтение развивает критическое мышление, способность к размышлению и расширяет кругозор.

София Пеженкова чаще всего обращается в школьную библиотеку за учебником по физкультуре, чтобы изучить теоретический материал в случае пропуска занятий. В свободное время она читает для удовольствия, следуя примеру родителей. По ее словам, отец является главным читателем в семье, предпочитая научную литературу. Сама София тяготеет к художественным произведениям; ей, к примеру, нравится повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" за то, что она простым языком объясняет важные жизненные ценности. Девочка уверена, что чтение обогащает словарный запас и помогает открывать много нового и интересного.

Савелий Бесхмельницын, как и большинство его одноклассников, берет в библиотеке учебники и дополнительные материалы, рекомендованные учителями. Он любит читать и ценит наличие обширной домашней библиотеки. Если нужной книги нет дома, он ищет ее в интернете, однако отдает предпочтение печатным изданиям, поскольку ему нравится процесс листания страниц и их запах. Савелий увлекается драматическими произведениями, а одним из его любимых является приключенческий роман Вениамина Каверина "Два капитана".

Данный материал подготовлен на основе информации, предоставленной изданием "Дзержинские ведомости".

Как сообщалось ранее, библиотечная система Дзержинска имеет богатую историю, о чем свидетельствует полувековой юбилей Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской, известной как Дом книги. Возведение этого монументального сооружения началось в начале 1970-х годов, и вечером 28 апреля 1975 года здание распахнуло свои двери, объединив под одной крышей несколько городских библиотек. С момента открытия Дом книги стал значимым культурным центром, постоянно адаптируясь к меняющимся потребностям читателей на протяжении пяти десятилетий. К своему юбилею в 2025 году он продолжает активно развивать проекты, от тематики коммунистических трудов до современных электронных ресурсов, а также служит площадкой для городских интеллектуальных игр. Это подчеркивает сохранение актуальности библиотек в эпоху цифровых технологий и их ключевую роль в формировании читательской культуры по всему городу, включая школьные учреждения.

...

  • 0

Популярное

Последние новости