"Писатель без хайпа": почему книги Михаила Лисина не нуждаются в интригах
- 2 декабря 16:31
- Служба новостей

Тихий голос природы в каждом слове
Творчество Михаила Лисина отличает глубокая искренность, выраженная в любви к обычным людям, природе и родному краю. Его книги не стремятся к сенсационности и не содержат интригующих сюжетов или шаблонных повествований. Вместо этого они написаны в лучших традициях русской классической литературы. Многих он ассоциируется с "горьковским" писателем, поскольку большая часть его произведений была издана в Горьком, где он также создал множество своих рассказов и очерков. Однако Михаил Дмитриевич также жил в Дзержинске у своей сестры Таисии Дмитриевны, которая преподавала литературу в школе № 24. Он активно выступал в местных библиотеках и школах, что позволяет справедливо называть его и "дзержинским" писателем. В местной газете были опубликованы некоторые его рассказы, среди которых "Грачи", "Шуба для Ильича", "Снежок" и "Берег певчего дрозда".
Эти произведения принадлежат уже зрелому автору, который начал свой литературный путь, будучи почти тридцатилетним. Михаил Лисин родился в ноябре 1919 года в деревне Дмитриевка Княгининского района Нижегородской губернии. После окончания семи классов в Большом Мурашкине, он по настоянию матери отправился в Москву. Там он обучался в фабрично-заводском училище, освоив профессии часовщика и приборостроителя. В дальнейшем он работал продавцом книг и столяром в артели для инвалидов, а во время войны участвовал в рытье окопов под Москвой. На фронт его не призвали по состоянию здоровья.
В 1943 году Лисин переехал в Горький, где поступил в педагогический институт, но не завершил обучение. Вместо этого он устроился литературным сотрудником в газету "Большевистская вахта", освещавшую жизнь водников. На этой должности он проработал шесть лет, активно перемещаясь по крупным и малым водоемам на различных судах - от пароходов и буксиров до барж, катеров и даже плотов. Эти годы стали ценным опытом, о чем он сам писал в своей автобиографии:
За эти годы хорошо изучил жизнь реки, типы волгарей, условия их труда.
Полученные знания легли в основу сборника очерков "На Горьковском рейде". В нем автор не только передал уникальную романтику речного труда, но и детально описал профессиональные нюансы и разговорную лексику речников, что придало очеркам особую выразительность. После этого последовали рассказы на деревенскую тематику. Среди них писатель особенно выделял "Перчонок", создание которого было сопряжено с большими трудностями и многократными переработками. Рассказ описывает тяжелую жизнь в деревне и конфликт между братьями, один из которых отказывается строить дом из ворованного леса. Старший брат, движимый жадностью, избивает и оставляет младшего в заснеженном овраге зимней ночью, где ему приходится сражаться со стаей волков. Выйдя победителем из схватки, младший брат обретает уверенность в своей моральной силе перед старшим. Михаил Лисин создал множество произведений на разные темы, но, как он сам признавался, навсегда сохранил верность своей первой симпатии - Волге.
В 1961 году Михаил Лисин стал членом Союза писателей, и в том же году вышла его книга "С пулей под сердцем". Центральный рассказ сборника повествует о рядовом пехотинце Филате Жихареве, который после ранения остался с пулей под сердцем. С этой пулей он воевал три года и участвовал во взятии Берлина. Врачи не давали ему шансов на выздоровление, и бывший плотник, для которого топор был родным инструментом, горько плакал в одиночестве из-за невозможности заниматься привычным тяжелым трудом. Однако, вернувшись к разрушенному дому, он нашел в себе силы и решил вновь заняться плотничеством, начав с восстановления фермы. Пуля в груди все чаще напоминала о себе сильными болями. Однажды Филат закричал от мучений, и когда агония отступила, жена, перевязывая рану, обнаружила выпавшую пулю. Ее, как память о войне, спрятали в коробку из-под халвы, где уже хранились медали Филата. Быстро окрепнув, мастер восстановил деревню и построил себе крепкий пятистенок. Тема войны также затронута в других рассказах Лисина, таких как "Она родилась в Ленинграде", "А мать всё ждет" и "Вот кончится война". Хотя сам Михаил Лисин не участвовал в боевых действиях, он ярко и правдоподобно изображает военные реалии. Например, в рассказе "А мать всё ждет" показан солдат, оставшийся один после боя, который вместо того, чтобы пробираться к своим с вражеской территории, доползает до немецкого танка и уничтожает его гранатой, ценой собственной жизни, чтобы обеспечить дальнейшее наступление советских войск. В рассказе "Соломонида", не связанном напрямую с войной, но посвященном любви и тяжелой судьбе сельской женщины, автор мимоходом рассказывает о смелой разведчице партизанского отряда Соломониде, которая в плену, несмотря на жестокие пытки, не выдала партизанские тайны.
В 1962 году был опубликован следующий сборник Михаила Лисина под названием "Море шумит", включающий одиннадцать рассказов, большинство из которых посвящены деревенской жизни и ее обитателям. Так, в рассказе "Таволга - луговой цветок" автор исследует сложные взаимоотношения между сельчанами, уделяя особое внимание женскому счастью доярки Маргуши. Герой рассказа "Скупой рыцарь" - бывший железнодорожник, назначенный председателем отстающего колхоза. Он обещает поднять хозяйство, но жители, страдающие от голода, не верят ему и хотят съесть семенной фонд. Председателю удается сохранить неприкосновенный запас, и после урожайного года колхозники получают зерно на блины, обретая веру в улучшение дел. Лисин также посвятил несколько рассказов семейным взаимоотношениям. Антигерой рассказа "Самыня", всю жизнь копивший деньги и не желавший вступать в колхоз, случайно погибает при краже дров в лесу. Никто не скорбит по нему, а его жена, которая, по ее словам, "ничего с детишками в жизни не видела, кроме горя и нужды", отдает сбережения мужа колхозу, чувствуя себя так, будто "снова народилась", вступив в него.
Герои сборника "Где ты летала, чайка?", вышедшего в 1966 году и также состоящего из одиннадцати рассказов, привлекают читателей своей духовной чистотой, великодушием, стойкостью и бесстрашием. Эти же качества присущи персонажам другой книги Лисина "Пути и судьбы", где наряду с речными тружениками показана глубокая любовь между мужчиной и женщиной. В 1982 году была издана еще одна книга Михаила Лисина - "Последний полет сапсана", названная так по одноименному рассказу. В нем повествуется о паре соколов, мирно живших на лесной сосне. Но появление пил, гусеничной техники и костров в лесу вынуждает их перебраться к городу химиков. Сокол и его самка поселяются на высокой заводской трубе рядом с грачами. Расширение заводских и городских построек приводит к вытеснению птиц и конкуренции за место обитания. В результате нападения стаи грачей соколиха и ее птенцы погибают. Гордый сокол не желает оставаться один на трубах и возвращается в лес, но обнаруживает, что его высокая сосна спилена. Тогда величественная птица взмывает в небо, а затем камнем падает вниз, разбиваясь о камень и ломая себе грудь и крылья. Лисин не делает выводов и не дает оценок своим историям, предоставляя читателю возможность самостоятельно осмыслить произошедшее. Этого принципа писатель придерживался во всех своих произведениях.
Некоторые издательства характеризовали рассказы Михаила Лисина как "мелко и негромко" написанные. Действительно, они обладают спокойствием, подобным облакам в безветренную погоду. В этом и заключается очарование творчества Лисина. Как отмечал сам писатель,
Ведь жизнь на природе течет тихо.
Именно о такой жизни он писал в большинстве своих рассказов. Чтение его произведений напоминает о Михаиле Пришвине, Антоне Чехове и других классиках русской литературы. Подобно им, герои Лисина - добрые и отзывчивые люди, готовые прийти на помощь друг другу. Писатель избегает ханжества, грубости, жадности и других низменных чувств. В его рассказах даже у отрицательных персонажей мало жестких и гневных слов. Порой кажется, что главный герой произведения - интеллигент, как, например, добрый мечтатель Федот из рассказа "Сад". В своих работах Михаил Лисин обращается к читателю доступным и ярким языком, используя профессионализмы и меткие, образные выражения, что придает рассказам стилистическую выразительность. Это свидетельствует о его художественном таланте. Раскрывая судьбы своих персонажей, Лисин одновременно живописно изображает природу, которая зачастую выходит на первый план повествования. Эта способность является одной из сильнейших сторон творчества Михаила Дмитриевича. Все, что создал писатель, представляет собой чистосердечное излияние любви к простым людям, к деревне, лугам и лесам, к большим и малым рекам, а также признание в верности своему Отечеству. Об этом сообщает Вячеслав САФРОНОВ.
Все началось с того, что Михаил Дмитриевич Лисин, родившийся в ноябре 1919 года, приобщился к литературному творчеству, начав работать в 1943 году литературным сотрудником в газете «Большевистская вахта», а в 1961 году был принят в Союз писателей. Похожий путь проделал Виктор Андреевич Ильин, уроженец Растяпино, который в 1958 году опубликовал повесть «Волга в огне», став широко известным к 1967 году. Оба писателя, тесно связанные с Горьковской областью и Дзержинском, посвятили свои произведения жизни реки Волги, её труженикам и глубокому анализу повседневности простых людей, регулярно публикуясь в местных и центральных изданиях.