Как речник из Растяпина случайно стал писателем и изменил свою судьбу
- 27 августа 11:23
- Служба новостей

Творчество, рожденное из жизни и реки
Виктор Андреевич Ильин, родившийся в Растяпино, стал известен широкому кругу читателей к 1967 году, когда ему было сорок лет и из-под его пера уже вышло множество рассказов, очерков и книг. Он регулярно посещал редакцию газеты "Дзержинец", обычно ненадолго, передавая материалы и сразу уходя. Однако однажды, по просьбе редактора, Виктор Андреевич посвятил два часа беседе с коллективом о своём творчестве. В ходе этой встречи он рассказал о том, как бывший речник оказался в литературе, обсудил опубликованные произведения и текущие проекты. Это повествование раскрывало путь незаурядного человека, чьё обращение к литературной деятельности произошло, как он сам отметил, почти случайно.
После завершения обучения в Горьковском институте инженеров водного транспорта в 1952 году, молодой специалист-кораблестроитель начал свою карьеру на Саратовском судоремонтом заводе, активно участвуя в комсомольской работе. В один из моментов общения с молодёжью ему задали вопрос: кто такой товарищ Маркин, в честь которого назван теплоход? Не имея мгновенного ответа, этот вопрос побудил инженера к глубокому изучению личности Маркина. Спустя три года, в 1958 году, "Волжский альманах" опубликовал его повесть "Волга в огне", посвящённую комиссару Волжской военной флотилии Николаю Маркину. В тот же период была создана пьеса "Пароль - Волга", которую Горьковский ТЮЗ представил публике более пятидесяти раз.
Виктор Ильин начал свою писательскую деятельность за несколько лет до этого, приобщившись к журналистике ещё во время работы на заводе. Он писал для саратовской газеты "Заря молодёжи", позднее став её штатным сотрудником. Затем последовала работа в горьковской "Ленинской смене", а также на должностях собственного корреспондента для "Комсомольской правды" и "Советской России". Параллельно с журналистской деятельностью Виктор Андреевич создавал рассказы и повести, которые публиковались в центральных изданиях. Жители Дзержинска имели возможность ознакомиться с его произведениями в местной городской газете "Дзержинец", включая очерк "Пока живу - надеюсь.", повесть "Живуны" и её продолжения - "Дана Ивану голова" и "Сыновья". Эта трилогия завершалась повестью "Камская межень", также вышедшей в "Дзержинце".
Сюжеты для всех своих произведений писатель черпал из реальной жизни. Героями его книг и рассказов становились простые люди, обладающие практическим складом ума и повседневными интересами. Многие из них вели нерадостную жизнь, полную борьбы за выживание, где счастье ограничивалось лишь достатком еды и теплом в доме. Однако среди двадцати выпущенных Ильиным книг также встречаются целеустремлённые персонажи, способные видеть перспективы и стремящиеся к лучшему будущему. Одной из центральных тем творчества Виктора Андреевича стало преображение этических и нравственных начал трудящихся. Это хорошо видно на примере Николая Потапова, героя повести "Целый век", который, став рабочим, кардинально меняет свою крестьянскую психологию. "Живу, как получится, - признается ее герой, - от людей не отстаю, вперед не вырываюсь", - говорит персонаж, чьё преображение детально описывается автором. Аналогичная тема прослеживается и в повести "Живуны".
Главный герой повести "Живуны", молодой крестьянский парень Алёха Филатов, отправляется в Черноречье на пароходе по Волге. Его привлекает возможность получить бесплатное молоко и спецодежду на строящемся химическом заводе, а также заработать на сапоги, без которых родители его возлюбленной отказывались выдавать за него дочь. Перед отъездом мачеха наставляет парня "быть на людях маленьким и ласковым", тогда как отец предостерегает, что в городе "дома каменные, а люди железные". Прибыв в Нижний Новгород, Алёха испытывает страх перед большим городом, но одновременно поражается его людскому многообразию, столь отличающемуся от родной деревни. На заводе он сталкивается с различными людьми и, прежде всего, с химическими превращениями, в которые поначалу не верит, задаваясь вопросом: "Как это кипяток мгновенно может превратиться в лёд?" Увидев демонстрацию, когда в кипяток бросают жидкий кислород, Алёха верит в "чудеса химии". Вскоре, получив премию за рационализаторское предложение, он покупает сапоги, но не возвращается в деревню, а "прирастает к заводу". О нём даже пишет заводская газета. Его изначальная деревенская прижимистость сменяется великодушием: несмотря на скромную зарплату, он помогает отцу и поддерживает цеховой коллектив, отдав половину месячного заработка на помощь бастующим английским рабочим. Алёха живёт в бараке без перегородок на сто человек. Для повышения своей грамотности он посещает ликбез, а затем, как перспективный работник, направляется на курсы мастеров, после которых ему обещают отдельную комнату. Повесть завершается праздничной демонстрацией работников завода, где Алёха стоит на трибуне рядом с директором, испытывая чувство тепла и солнца.
Подобная тема преображения человека и его внутренних переживаний является отличительной чертой всех произведений Ильина. Например, в рассказе "Расчетная волна" изображён талантливый инженер, который, будучи духовно незрелым, терпит крах в личной жизни. Другой инженер из рассказа "Жестокий контур" также несчастлив из-за своих мещанских устремлений. Только сменив профессию и став сварщиком, он осознает, что заботиться в жизни нужно не только о себе. Изменяются взгляды на жизнь и у молодого героя повести "Затон", сюжет которой в определённой степени автобиографичен, что делает эту правдивую историю о камских речниках особенно интересной для читателя. Повесть "Целый век" рассказывает о сельской жизни, семейных трудностях её обитателей и трансформации обывательской психологии, когда герой, без сожалений, передаёт свою тяжело заработанную премию в фонд обороны. Преображение характера очерствевшей бабы Еранки из камского села Ильин показывает в рассказе "Порубщик". В более масштабных произведениях также встречаются сюжеты, связанные с изменениями характеров и душевными переживаниями персонажей, в том числе детскими, как, например, в повести "Дана Ивану голова". Эта повесть описывает события в селе и рабочем посёлке зимой 1941-1942 годов, подробно раскрывая быт послевоенной деревни, что редко встречается у писателей того времени.
Сергей Досов, один из сыновей Ивана, является героем повести "Камская межень", опубликованной в 1970 году в "Дзержинце", а затем в 1973 году в журнале "Октябрь". В этой повести о речниках собраны персонажи с разнообразными нравами и судьбами, которых объединяет река Кама и тяжёлый труд на ней. Боцман Семен Михалев, проработавший всю жизнь на различных судах и вышедший на пенсию, признаётся: "от реки не уйдешь". Аналогичные чувства испытывают и другие герои. Для Сергея Досова, ставшего речником случайно, Кама становится смыслом жизни. Повесть привлекательна не только переплетениями судеб героев, но и глубоким знанием судового дела, которым в совершенстве владел автор, его наблюдательностью и лирическими описаниями природы. "Прижимаясь к берегу, проносится табунок запоздалых уток. Дым от костра на берегу волнистой полосой тянется к горе" - эта живая картина природы так же ярко встаёт перед глазами читателя, как и образ тихой, трудовой реки Камы.
Виктор Ильин начал свою творческую деятельность с описания людей, связанных с рекой, в произведении "Первый рейс", и продолжал эту тему до позднего периода творчества. В 1983 году вышла его биографическая книга "Адмирал скоростного флота", посвящённая конструктору Ростиславу Алексееву, а в 1989 году - публицистическая книга "Волга. Боль и беда России", рассказывающая о состоянии и проблемах великой реки. Книга "Бегущие по волнам" (1975) представляет собой историю развития кораблестроения в глобальном масштабе, начиная с древнейших времён.
Среди многочисленных произведений Виктора Ильина, повесть "Живуны" особенно интересна жителям Дзержинска не только трансформацией неграмотного деревенского парня в сознательного пролетария и мастера химического производства. В "Живунах" автор детально описывает улицу Красных Зорь в Черноречье, которая в реальности является посёлком Красный химик, расположенным рядом с Чёрным Селом. Там находились несколько бараков, магазин-"засыпушка" и белый щитковый двухэтажный дом. Посёлок был окружён соснами, за которыми простиралось болото с деревянными мостками, а за болотом располагался завод "с желтыми лисьими хвостами дыма". Описывая окрестности Красных Зорь, писатель упоминает, что в глубине леса берёт начало Чёрная речка, которая начинается "маленьким родничком. Их много в лесу". Эти роднички в Черноречье, как отмечает Ильин, называют "живунами", поскольку они не позволяют реке замёрзнуть зимой. Такие краеведческие сведения содержатся в этой повести, а её название относится не только к родникам Черноречья, но и к сообразительным и энергичным людям, которые питают жизнь заводских посёлков и городов.
О таких людях Виктор Ильин также рассказывает в очерке "Соцгород", посвящённом городу Дзержинску и опубликованном в местной газете накануне сорокалетия города, а также отдельным изданием в 1973 году. В нём изложена история молодого города и его выдающихся жителей. Несмотря на то что очерк не основан исключительно на документальных материалах, он сохраняет свою значимость и сегодня. Для всех, кто интересуется историей Дзержинска, ознакомление с повестью "Живуны" и очерком "Соцгород" станет не только познавательным, но и доставит большое удовольствие, что, безусловно, относится и ко всем другим произведениям Виктора Ильина.
Об этом сообщает издание Вячеслава Сафронова.