Progorod logo

"Сказочные кружева" логопеда: как 20 лет борьбы с заиканием превратились в призвание

22 ноября 15:42Возрастное ограничение16+

Слово как искусство преодоления

Специалист по коррекции речи из Дзержинска, Ирина Александрова, с улыбкой описывает свою работу как постоянное вовлечение, при котором она даже из отпуска привозит природные материалы вроде камней, шишек и листьев. В юности она и предположить не могла, что будет помогать детям преодолевать нарушения речи, особенно такие сложные, как заикание. Однако после более чем двух десятилетий практики в логопедии, она уверена, что эта профессия ей действительно подходит. Поводом для беседы с Ириной Львовной послужил День логопеда, отмечаемый 14 ноября. Об этом сообщает издание "Дзержинские Ведомости" [по этой ссылке](https://www.dzerjinsk.ru/news/example-article).Ирина Александрова отмечает, что случайные люди редко задерживаются в сфере логопедии. Работа с детьми требует от человека творческого подхода, терпения, открытости, а также умения общаться спокойно, с пониманием и уважением. В противном случае, по её мнению, лучше выбрать другую профессию. Сама Ирина с детства мечтала о педагогике.

"Помню, обожала играть в школу: рассаживала игрушки, выдавала им тетради и вдохновенно учила", - смеясь, вспоминает она. "В семье не было преподавателей и воспитателей - мама работала бухгалтером, папа - механиком, - но что важно: мы с братом всегда были окружены заботой и вниманием. Нас воспитывали в атмосфере доброты. К тому же мама, несмотря на нетворческую профессию, по натуре та еще затейница: она очень здорово ладит с детьми, умеет их увлечь, праздники у нас традиционно проходят с конкурсами, веселыми играми, искусным украшением дома. И наш папа - при всей его серьезности - обязательно ее поддерживает".Именно такая воспитательная среда и дружелюбная атмосфера дома, как считает Ирина Александрова, во многом сформировали её характер. При столкновении с трудностями она всегда стремится взглянуть на ситуацию под другим углом, найти позитивные аспекты и достичь поставленных целей. Следуя своей убежденности в необходимости профильного образования, в начале 90-х Ирина поступила на заочное отделение Арзамасского педагогического института имени А.П. Гайдара по специальности "Преподаватель педагогики и психологии (дошкольной), методист дошкольных учреждений". К тому времени она уже была замужем и воспитывала маленького ребёнка."Это было непросто. Приходилось постоянно ездить туда-сюда на междугороднем автобусе, совмещая заботу о ребенке с усердной учебой. Плюс бессонные ночи, экзамены и сплошная теория с минимумом практики. Но оно того стоило, очень благодарна близким за поддержку", - рассказывает собеседница.Логопедия вошла в её жизнь несколько позже, по стечению обстоятельств. Работая по своей первой специальности педагога-психолога, она последовательно сменила несколько детских садов, пока не оказалась в детском саду № 145, предназначенном для детей с серьёзными нарушениями речи. Однажды заведующая предложила Ирине получить дополнительную квалификацию логопеда. После размышлений молодая женщина согласилась, поскольку всегда любила изучать новое, и видела в этой профессии большую востребованность. Так, в 2002 году начался её путь в логопедии."Учеба меня просто затянула. Мне так нравилось познавать новые науки, стала рычать, свистеть, шипеть наедине с собой, прислушиваясь к речи. Вместе с одногруппницами из разных городов по дороге в институт мы обсуждали рабочие случаи, давали друг другу рекомендации. Очень поддерживали и коллеги, которые всегда были готовы поделиться полезными советами. Забавно вспоминать, как в то время, услышав на улице несвязную речь, могла подойти, подсказать, что делать. Сейчас уже так не пристаю", - смеется Ирина Александрова.Через несколько лет, также по предложению заведующей, она начала специализироваться на работе с заиканием. В то время, по словам Ирины Львовны, найти такого специалиста в Дзержинске было очень трудно. Практических наработок было мало, и поначалу приходилось действовать методом проб и ошибок. Ситуация изменилась после командировки в московский центр коррекции заикания, где логопед прошла курсы повышения квалификации по методике устойчивой нормализации речи заикающихся дошкольников профессора Лилии Андроновой-Арутюнян."Это был прорыв. Наконец-то поняла, в каком направлении двигаться. Суть методики Лилии Зиновьевны в том, что нужно формировать у ребенка навык новой, плавной, речи, регулируя эмоциональное состояние, развивая координацию и ритмизацию движений, речевое дыхание, голосоподачу, выразительность, умение планировать свои высказывания, побуждать детей к социальной активности. Каждый специалист продумывает собственный подход к работе, учитывая особенности развития ребятишек и опираясь на методику и программу дошкольного образовательного учреждения. Отметила для себя, как хорошо музыка, физические упражнения, игры раскрывают детей и включила в работу логоритмику, массаж, классические музыкальные произведения, семинары выпускницы музучилища имени Гнесиных", - с восторгом рассказывает Ирина Львовна.Ирина Александрова подчёркивает, что диагностика всегда начинается с установления доверительного контакта с ребёнком. Важно оценить общее развитие малыша, включая физические, психические и речевые особенности. Каждое занятие начинается с элемента сюрприза и интриги, где игры скрыты, например, под платочками. Логопед использует сказочный сюжет как основу, вокруг которой строятся задания: разминки с артикуляционной гимнастикой, распевки, ритмика, игры на развитие дыхания, звукопроизношения и грамматики, а также упражнения на развитие мелкой моторики. Например, младшие дети под её руководством сажают лук, лепят, конструируют и рисуют, а старшие играют в "резиночки" или народные игры. Эти традиционные для старшего поколения занятия часто вызывают у современных детей удивление и восторг.Ирина Львовна отмечает, что количество речевых проблем у детей неуклонно растёт. Она связывает это, в частности, с гиподинамией - недостаточной физической активностью."Одна из основных причин речевых нарушений - гиподинамия, то есть снижение физической активности. Вспомните, как раньше ребятня после уроков спешила во двор. Летом дети катались на велосипедах, зимой - на лыжах и коньках, играли в догонялки, классики, прятки. Коммуникация лилась рекой, развивались быстрота, ловкость, смелость, умение работать в команде. Теперь ребята часто зависают в гаджетах, порой ленятся лишний раз подвигаться. В детских садах и школах, ввиду учебной программы, не так много времени заложено на прогулки, не всегда есть возможность подольше погулять с детьми и у родителей. Конечно, при нарушениях речи учитываются многие факторы, но физическое состояние играет очень большую роль", - объясняет специалист.Ирина Александрова призывает родителей не рассчитывать на то, что речевые проблемы "пройдут сами по себе", будь то задержка речевого развития у малышей или заикание у дошкольников и школьников."Не слушайте тех, кто утверждает: “Погоди, пойдет в садик и разговорится”, потому что это может и не произойти. Сходите на диагностику к грамотному специалисту: он или подтвердит, что речевое развитие в норме, или даст необходимые рекомендации. Чем раньше вы начнете работу с логопедом, тем быстрее ребенок заговорит чисто и связно. В дальнейшем будет намного легче поставить звуки и обучить чтению", - отмечает логопед.При любом подозрении на речевое нарушение сначала необходимо обратиться к психоневрологу, ортопеду, отоларингологу и окулисту, а также при необходимости пройти медицинское обследование для комплексной оценки состояния ребёнка. Логопед всегда работает в тесном взаимодействии с врачами. Опыт Ирины Александровой показывает, что с заиканием можно успешно работать, и иногда достаточно медикаментозного лечения. Однако, если заикание сохраняется более трёх месяцев, к решению проблемы необходимо подключать логопеда."Всё чаще сталкиваюсь с заиканием у школьников, которое часто проявляется после стрессовой ситуации. Однако хочу донести до родителей важный момент: кратковременный стресс сам по себе не источник проблемы. Если, испугавшись, ребенок резко начинает заикаться, значит, предпосылки к этому у него уже были. Исключение - долговременный стресс", - поясняет специалист. "В любом случае, если усердно заниматься, справиться возможно. Ребят постарше учу преодолевать стеснение: мы вместе идем на улицу и общаемся с незнакомыми людьми. Конечно, для ребенка это выход из зоны комфорта, но зато действенный метод, который помогает избавиться от страха речи. Придерживаюсь правила, которому давно научила меня старшая коллега: двенадцать раз похвали и один укажи на маленький недостаток, над которым как раз и работаем".На вопрос о том, кого она считает хорошим логопедом, Ирина Львовна ответила:"Специалист с качественным профильным образованием, ежедневным самообразованием, который проходит дополнительное обучение, практически применяет знания. Хороший логопед учится и у детей, вдохновляет родителей".В работе логопеда, как и в любой другой, есть свои сложности, включая эмоциональное выгорание. Чтобы поддерживать себя и восстанавливаться, Ирина Александрова находит силы в общении с природой, "заземлении" и посещении духовных мест. Она желает всем коллегам иногда отключаться от работы, больше гулять и заниматься тем, что приносит удовольствие.

Как сообщалось ранее, в преддверии Дня дошкольного работника жители Дзержинска активно выражали благодарность педагогам за их неоценимый вклад в воспитание детей. Тогда родители и бывшие воспитанники делились трогательными историями, вспоминая воспитателей, чьи семьи на протяжении поколений доверяли своих детей заботливым рукам, например, в детском саду № 61. Журналист Екатерина Козлова также поделилась опытом, рассказав о целой династии педагогов с общим стажем более 170 лет, подчеркивая глубокое уважение горожан к самоотверженному труду учителей и воспитателей.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: