Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

"Его Величество Портрет": от шерсти до цифры — снайперский подход к сложнейшему жанру

"Его Величество Портрет": от шерсти до цифры — снайперский подход к сложнейшему жанру

Искусство портрета в эпоху цифровых технологий

В Дзержинском краеведческом музее открылась живописная выставка под названием "Его Величество Портрет", которую можно посетить до 28 сентября. Экспозиция включает в себя произведения из музейных фондов - картины, акварели и графические работы, а также творения современных художников. Среди представленных техник посетители увидят цифровые портреты и даже изображения, созданные из шерсти. В числе экспонатов находятся портрет Изольды Извицкой на фоне реки Оки и изображение Николая Вавилова, который ранее возглавлял завод имени Я.М. Свердлова, в парадной форме.

Портретный жанр считается одним из наиболее сложных в изобразительном искусстве, и не каждый художник берётся за изображение людей крупным планом. Главная задача такого произведения - не только достоверно передать внешность человека, но и, по возможности, получить одобрение от самого изображаемого. Достичь этого часто бывает непросто. Нередко, даже при высоком уровне мастерства художника, модель остаётся недовольной своим образом на бумаге или холсте, заявляя:

"я совсем не такой.", - говорят изображаемые.

Создание портрета - ответственное дело, поскольку он фиксирует не только личность, но и атмосферу целой эпохи. До изобретения фотографии именно портреты были одними из самых частых заказов у живописцев. Организаторы выставки стремились продемонстрировать портреты из обширных музейных коллекций, но поначалу сомневались, вызовет ли такая экспозиция интерес у публики в век цифровых технологий, когда изображения незнакомых лиц, выполненные красками, могли показаться неактуальными. Однако эти опасения оказались напрасными.

Директор краеведческого музея Светлана Гусева подчёркивает существенные различия между написанными портретами и фотографиями:

"Когда мы достали работы из фондов, увидели, что портреты художников очень отличаются от фотографии. Фотография чужого человека чаще всего людям неинтересна, ты мимо нее проходишь. Художественный портрет заключает в себе чувства художника. Ты эти чувства считываешь , и тебе уже не может быть скучно", - говорит директор краеведческого музея Светлана Гусева.

Работы из музейных фондов, представленные на выставке, созданы в период с 1950 по 1980 годы и, как правило, выполнены в реалистическом стиле, часто с элементами социалистического реализма. Например, среди них есть портрет Ленина 1969 года, написанный к его столетнему юбилею, и изображение революционного демократа Николая Чернышевского 1952 года, который был одним из наставников Ленина. В советский период подобные изображения Владимира Ильича были повсеместными, но сейчас они представляют собой ценные исторические свидетельства и музейные экспонаты. Несмотря на то, что официальная живопись той эпохи в строгих тонах может не всем нравиться сегодня, как объекты музейного хранения эти произведения представляют значительный интерес, раскрывая многое о времени их создания. Об этом сообщает издание "Дзержинские ведомости".

Светлана Гусева отмечает, что целью музейных работников было не просто показать изображения людей, но и продемонстрировать разнообразие художественных подходов и техник:

"Мне кажется, получилось совершенно не скучно. Наоборот, по- новому открывается жанр портрета", - считает Светлана Викторовна.

Большинство портретов на выставке выполнены в реалистической манере, с использованием различных методов живописи. Среди мастеров акварели выделяются Николай Еряшкин и Виктор Кузнецов. Виктор Николаевич Кузнецов, сын основателя Дзержинской художественной школы Николая Филипповича Кузнецова, на протяжении более пятидесяти лет продолжал дело отца, преподавая в той же школе. Одна из его акварельных работ, "Филиппыч", посвящена отцу. Работы Еряшкина включают портреты известных жителей города, например, художника Вячеслава Грунцова. Хотя акварель иногда ошибочно воспринимают как несерьёзный, "детский" вид искусства, она признана во всём мире одной из наиболее изысканных живописных техник, а китайские акварели служат эталоном мастерства.

Эта техника часто применяется в пейзажной живописи благодаря способности акварельных красок передавать переменчивость природы. Акварель требует быстрой работы, пока бумага остаётся влажной, что позволяет добиться прозрачности и лёгкости. Повторное наложение слоёв может лишить произведение воздушности, поэтому картины часто создаются за один сеанс. Результат такого подхода нередко превосходит ожидания. Примером служит лёгкая и выразительная работа Кузнецова "Экипаж", где пилоты изображены в кабине самолёта - это не тяжёлый официальный портрет советской эпохи, а скорее моментальная психологическая зарисовка.

Значительное место в экспозиции занимают романтические работы художницы Тамары Петровой-Невской. Она делится своим взглядом на портретный жанр:

"Особое место я уделяю портрету. Да, это сложно, трудоёмко, ответственно, но очень увлекательно. Приходится пробовать себя на прочность и даже на стрессоустойчивость. Передача внешнего сходства не является для меня проблемой. Это должно быть обязательно. Главное - раскрыть образ, чтобы картина была интересна и заказчику, и зрителю… Работа над портретом требует огромной сосредоточенности и концентрации внимания. Особенно сложно передать взгляд, выражение глаз, от этого многое зависит. Приходится, как снайперу, останавливать дыхание и недрогнувшей рукой делать легчайший мазок…", - считает Тамара Петрова-Невская.

На выставке представлены произведения художников-наивистов Петра Засухина и Олега Гордеева. Пётр Засухин, ушедший из жизни в прошлом году, был известной фигурой нижегородского художественного андеграунда 1980-х и 1990-х годов. Его необычные, ироничные работы известны как в Нижнем Новгороде, так и в Дзержинске, где он прожил последние годы. Олег Гордеев начал заниматься искусством, отчасти вдохновлённый Засухиным, и со временем его художественное развитие превзошло учителя, что Засухин воспринимал с радостью. Гордеев - самобытный художник, чьи работы не имеют аналогов.

Точность изображения не является сильной стороной Гордеева; как и у многих художников-примитивистов без академического образования, его рисунок может быть несовершенным, что иногда вызывает комментарии вроде: "Дети нарисуют лучше". Однако его картины отличаются "праздником света на холсте" и уникальными цветовыми сочетаниями. Например, работа Гордеева "Грузин. Винодел" ощутимо передаёт специфический кавказский колорит южного винного погребка с легко узнаваемым типом человека в кепке-аэродроме.

Николай Виноградов представил на выставке семнадцать своих работ, что является наибольшим числом среди всех художников. Для него портрет - основной жанр. Среди его произведений - портреты актёров Алексея Петренко и Владимира Высоцкого, телеведущей Анны Шатиловой, а также политиков Феликса Дзержинского и Владимира Путина. На одной из картин Виноградов изобразил молодую Изольду Извицкую на берегу Оки в Дзержинске. По словам Николая Николаевича, это не первый раз, когда он пишет знаменитую землячку. В этот раз он запечатлел Извицкую во время её визита на малую родину, когда она была студенткой ВГИКа. Вскоре она должна была получить мировую известность после триумфального показа её дебютного фильма "Сорок первый" на Каннском кинофестивале в 1957 году, став настолько знаменитой, что в Париже в её честь было названо кафе "Изольда". Художник обещал передать эту картину музею после завершения выставки, что особенно символично, поскольку Извицкая жила в доме рядом с музеем, в переулке Жуковского.

Как сообщалось ранее, Дзержинский краеведческий музей активно готовился к презентации своей новой художественной выставки под названием «Его Величество Портрет». Церемония открытия была намечена на 2 сентября 2025 года в 16:00, куда приглашались жители и гости города. На ней планировалось представить живописные работы из художественного фонда самого музея, а также произведения современных художников Дзержинска. Среди авторов, чьи работы были анонсированы, значились И. В. Суворова, Н. В. Еряшкин, Н. Н. Виноградов и Т. И. Петрова. Вход на торжественное открытие был бесплатным.

...

  • 0

Популярное

Последние новости