Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

"Культуру – в массы!": 40 лет в кино и крах дзержинских кинотеатров в 90-х

"Культуру – в массы!": 40 лет в кино и крах дзержинских кинотеатров в 90-х

Кинематограф как мост между эпохами и поколениями

В начале становления Советской республики руководители стремились сделать культурные ценности доступными для широких слоев населения, что ранее было прерогативой высших сословий. Одним из ключевых направлений для достижения этой цели стал кинематограф. Первый кинотеатр в Дзержинске, "Ударник", открыл свои двери в апреле 1938 года. Однако с началом 1990-х годов городские кинотеатры начали утрачивать свое первоначальное назначение, а затем и вовсе прекратили работу, как пишет на сайте [Городские Новости Дзержинска](https://example.com/link-to-original-article).

Историю дзержинских кинотеатров хорошо знает Татьяна Артемьева, чей киностаж превышает сорок лет. Она начала свою карьеру в кинотеатре "Родина", затем работала в "Ударнике" и тесно связана с "Россией". Сейчас Татьяна Юрьевна занимает должность контролера в центральном городском кинозале Изольды Извицкой.

Ее путь в мир кино начался в одном из старейших кинотеатров Дзержинска - "Родине". До этого Татьяна Артемьева работала художественным руководителем в поселковом доме культуры в Золине, расположенном недалеко от Ильиногорска. В Золине она училась в школе и жили ее близкие. С юных лет Татьяна была активной, увлекалась проведением творческих вечеров и театральных постановок, поэтому после школы поступила в областное культурно-просветительное училище, которое теперь известно как Нижегородский областной колледж культуры.

"До поступления в училище у меня не было начального музыкального образования, но мне так хотелось связать свою жизнь с музыкой. Поэтому я поступила на хоровое дирижерское отделение. Второй моей специальностью в дипломе была профессия методиста - клубного работника. Она и сыграла в дальнейшем главную роль в моей судьбе", - начинает рассказ Татьяна Юрьевна.

Татьяна Артемьева не стала руководителем хорового коллектива. При распределении она выбрала ближайший к Ильиногорску поселок, чтобы "нести культуру в массы". В поселковом доме культуры, где она работала, был кинозал, но, как вспоминает Татьяна Юрьевна, она не имела отношения к этой сфере. Через год она вышла замуж за жителя Дзержинска, переехала в город и сменила место работы в Золине на аналогичную должность в Решетихе.

В 1983 году в дзержинском кинотеатре "Родина" появилась новая для того времени должность методиста. Этот специалист выступал посредником между кинотеатром и зрителями. В 1980-е годы репертуар "Родины" в основном состоял из фильмов повторного проката, и основной задачей культурного учреждения было воспитание молодежи и формирование ценностей через кинематограф. Татьяна Артемьева стала таким связующим звеном.

"Кино всегда считалось самым действенным из искусств. Фильмы оказывают сильное влияние на зрителя. Они способны одновременно и развлекать, и побуждают осмысливать себя и обстоятельства своей жизни. Я уверена, что и сейчас кинематограф остается самым главным инструментом для массового культурного воздействия", - отметила Татьяна Юрьевна.

В перерывах между киносеансами проводились лектории по различным темам, беседы и встречи, а также демонстрировались тематические подборки и нарезки кадров. Для этого методисты ездили на кинопрокатную базу в областной центр, где собирали фрагменты из кинолент, из которых затем создавали материалы для кинолекций. Под руководством Татьяны Артемьевой в "Родине" начали появляться киноклубы по интересам. Лекторами в них выступали обычные жители Дзержинска, готовые обсуждать киноискусство, анализировать фильмы и выявлять проблемы. На таких встречах давали оценку классике советского кинематографа, творчеству Андрея Тарковского и современным картинам.

"На весь учебный год создавались специальные абонементы для школьников. Подбирались фильмы на тему патриотического воспитания, знакомства с окружающим миром. Популярным у младших школьников был киноклуб "В стране сказок". К нам приходили большими школьными коллективами. "Родина" обслуживала школы № 2, 24, 39, 40, педагогическое училище и техникумы. Работа с молодежью доставляла мне удовольствие", - продолжает разговор Татьяна Юрьевна.

В 1993 году "Родина" закрылась, главным образом из-за экономических трудностей. После этого Татьяна Артемьева перешла в кинотеатр "Ударник", который с конца 1970-х годов был преобразован в специализированный детский кинотеатр. Опыт Татьяны Юрьевны в работе с детьми и молодежью оказался там очень востребованным. Однако и "Ударник" в начале 1990-х переживал свои последние дни: городское руководство планировало создать на его месте молодежный центр, сохранив при этом кинопрокатную деятельность.

В тот период страна переходила к рыночной экономике. Посещаемость кинотеатров резко снизилась, а количество выпускаемых фильмов сократилось в несколько раз. Дзержинские кинотеатры ветшали и были вынуждены сдавать свои площади в аренду для поддержания деятельности. Например, в "России" в кассовом зале открылся зал игровых автоматов, буфет превратился в полноценный бар с ночными дискотеками, а в "Юбилейном" начал работать видеосалон. "Ударник" продержался до 1996 года. Татьяна Юрьевна была разочарована: это был уже второй кинотеатр, закрывшийся за время ее работы. Она решила сменить сферу деятельности и занялась педагогикой, став организатором внеурочной деятельности в школе-интернате.

"Я думала, что буду работать педагогом до пенсии, но кино меня не отпускало", - вспоминает Татьяна Юрьевна. "В свободное от основной работы время я трудилась в кинотеатре "Россия", также методистом. Но обстоятельства сложились таким образом, что интернат закрылся, и в "России" я стала работать на полную ставку, поднимать работу с подростками, которая была мне знакома по прошлым кинотетеатрам".

Конец 1990-х годов ознаменовался проведением дзержинского кинофестиваля "Ока". Трижды - в 1995, 1997 и 1998 годах - на встречи со зрителями приезжали известные в те годы актеры, среди которых были Наталья Варлей, Борис Щербаков, Игорь Бочкин, Леонид Куравлёв, Татьяна Догилева, Лариса Удовиченко, Сергей Никоненко, Анатолий Кузнецов и Александр Белявский. Татьяна Юрьевна с теплотой вспоминает творческий вечер с Людмилой Хитяевой под названием "Поговорим о любви".

"Актриса в довольно почтенном возрасте искрила талантами: она и пела, и читала стихи, и танцевала. Зал долго рукоплескал ей и не отпускал. Подобных встреч в те годы было много. О каждой из них мы рассказывали на страницах нашего печатного издания, которое так и называлось "Кино в России", - поделилась Татьяна Юрьевна.

Однако, несмотря на активную творческую деятельность, кинотеатр "Россия" не смог достичь самоокупаемости и закрылся в августе 2007 года. Ему на смену пришел современный кинотеатр в ТРК "Рояль". В 2018 году, благодаря грантовой поддержке Фонда Кино, во Дворце культуры химиков открылся кинозал имени Изольды Извицкой, и Татьяна Юрьевна вернулась в привычную ей сферу культуры.

Сравнивая репертуары разных эпох, следует отметить, что в начале 2000-х годов свобода самовыражения проявилась и в кинематографе. Все чаще в прокат выходили фильмы, рассказывающие истории российских городов, иногда представленные в утрированной и жестокой манере.

"С одной стороны, режиссеры стали вольнодумными - вспомните социальные драмы нулевых, а герой Балабанова Данила Багров был кумиром для целого поколения. С другой - на экран начали выходить фильмы, долгие годы пролежавшие на полках. Также наступил расцвет иностранного кинематографа. Российский зритель полюбил героев американских кинолент не за их менталитет, а способ передачи изображения. Зарубежные кинокомпании снимали так, как мы научились совсем недавно", - подмечает Татьяна Юрьевна.

Отношение Татьяны Юрьевны к современному кинематографу также неоднозначно.

"Старые добрые сказки снимаются на новый лад, сценаристы дают волю фантазии и стремятся вписать выдуманный мир в нашу реальность. Может быть, так и нужно для наших детей, они сильно отличаются от предыдущих поколений сверстников. Замечательно поставлены фильмы, рассказывающие истории спортсменов: "Легенда № 17", "Роднина". Зрители очень любили фильм "Лёд" и все его продолжения", - считает Татьяна Юрьевна.

Среди личных предпочтений Татьяны Артемьевой - фильмы из "золотой коллекции Фильмофонда", а любимым режиссером она называет Владимира Меньшова. Сотрудник кинозала высоко оценила новую экранизацию "Волшебника Изумрудного города", а также отметила успех российского байопика "Пророк", особо выделив игру актеров и стиль повествования. Татьяна Юрьевна полагает, что идеал, каким обычно воспринимается Пушкин, предстает перед зрителями как живая личность со своими убеждениями, привычками и слабостями.

"Знакомить с кино нужно с раннего возраста, но к выбору фильмов для подрастающего поколения относиться с осторожностью. К сожалению, в современных кинотеатрах фильмы идут один за одним, и времени на обсуждение практически нет. В этом плане помогают различные творческие встречи и фестивали. Радует, что в Дзержинске уже который год проходит "Черноречье Фест". Для горожан и деятелей киноиндустрии это всегда праздник. Нам, работникам кинозала, не всегда удается посмотреть программные ленты, но в эти дни дворец наполняется особой атмосферой. Мне кажется, фестиваль прививает любовь к кино даже у тех, кто раньше воспринимал его как обыденность. Поистине: культура уходит в массы.", - подводит итог нашему разговору Татьяна Артемьева.

Ранее мы писали, что в начале 2000-х годов в российском кинематографе произошел расцвет зарубежных лент, и зрители особенно ценили американские фильмы за их способ передачи изображения. Однако, как отмечают критики, многие голливудские режиссеры часто искажают русскую культуру и историю, предпочитая стереотипы глубокому анализу. Например, в фильме Майкла Бэя «Армагеддон» (1998 год) русский космонавт Лев Андропов был показан в ушанке, что усиливало клише о «мастере на все руки». Позднее, в 2015 году, фильм Даниэля Эспиносы «Номер 44» был запрещен к показу в России из-за грубых искажений советской действительности и представления героев через идеологические штампы. Кинокритик Олег Петров подчеркивает, что такие тенденции объясняются идеологическими барьерами и недостатком знаний, что часто приводит к созданию не искусства, а политического заявления.

...

  • 0

Популярное

Последние новости