Неуды пойдут поголовно: с 1 сентября в школах появится новая дисциплина
- 5 июля 09:10
- Новости России

Введение оценки за поведение в российских школах как ответ на современные вызовы
В мире, где социальные вопросы и политика тесно переплетаются, образование всегда оставалось одной из ключевых сфер для формирования будущего общества. Недавно в России, а именно в Луганской Народной Республике, Чечне, Мордовии и ряде других регионов, анонсирован эксперимент, который вызвал жаркие дискуссии: введение официальной оценки за поведение учащихся. Эта инициатива, направленная на борьбу с травлей и улучшение школьного климата, поднимает множество вопросов о социальной психологии, этике и практической реализации.
Новый взгляд на дисциплину: почему россия возвращается к оценке поведения?
С 1 сентября 2025 года Новгородская, Ярославская, Тульская области, а также Луганская Народная Республика, Чеченская Республика и Мордовия станут пилотными регионами для необычного эксперимента. Министерство просвещения России объясняет необходимость таких мер снижением мотивации учащихся, ростом конфликтных ситуаций и общим ощущением того, что школьные правила стали формальностью. Цель - сделать отношение к учебе, сверстникам и учителям предметом реальной оценки и обратной связи. Это не просто попытка ввести "баллы за послушание", а комплексный подход, призванный, по замыслу, поддержать позитивный климат и, возможно, даже сократить проявления издевательств в школах.
Интересный факт: в советских школах уже существовали элементы подобной системы, но нынешняя инициатива обещает быть более прозрачной и открытой. В то время как многие помнят "оценку по поведению" как нечто карательное, современный подход направлен на поощрение и формирование ответственности. Это не просто фиксация нарушений, а попытка создать систему, которая будет стимулировать учеников к саморазвитию и уважению к окружающим.
Как будет работать система и что говорят эксперты по социальной психологии?
Оценка поведения будет выставляться классным руководителем с учетом мнений коллег и администрации. Разрабатываются четкие критерии, чтобы минимизировать субъективность. Это критически важно, поскольку вопросы этики и справедливости здесь выходят на первый план. Система обещает быть прозрачной: обсуждения будут проводиться анонимно, а также с участием родителей и самих детей. Такой подход, по мнению некоторых экспертов в области поведенческих наук, может способствовать формированию внутренней мотивации, а не просто внешнего подчинения.
"Любая система оценки, особенно в образовании, должна быть максимально объективной и прозрачной. В противном случае она может породить нежелательные побочные эффекты, такие как страх, лицемерие или даже усиление травли по отношению к тем, кто получил низкую оценку. Важно, чтобы это был инструмент развития, а не наказания", - отмечает доктор психологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова, комментируя данную инициативу.
В Казахстане, например, аналогичный эксперимент в начале 2020-х годов привел к сокращению конфликтов на 20% благодаря вовлеченности родителей и четким критериям. Это дает надежду, что и в России, несмотря на скептицизм некоторых, система может принести свои плоды.
Риски и перспективы: взгляд родителей и педагогов
Конечно, любое нововведение вызывает споры. Родительская общественность разделилась: одни видят в этом шаге прозрачность и четкие правила, другие опасаются давления, несправедливости и усиления психологической нагрузки на детей. В Новгородской области, например, лишь четверть родителей выразила твердое несогласие, большинство же поддержало идею при условии надзора и обсуждения.
Для учителей это нововведение означает увеличение нагрузки. К привычным обязанностям добавится анализ и аргументация оценки поведения. Это потребует дополнительного обучения и методологической поддержки. Однако, если система будет работать эффективно, учителя получат мощный инструмент для формирования позитивного климата в классе и борьбы с такими явлениями, как буллинг и агрессия.
Минпросвещения обещает провести публичное обсуждение результатов пилотного проекта. Если выводы будут положительными, оценку могут ввести повсеместно. В противном случае систему исправят или отменят. Этот гибкий подход важен для такого чувствительного вопроса, как воспитание и образование молодого поколения.
В конечном итоге, введение оценки за поведение - это комплексный вопрос, который затрагивает глубокие социальные и психологические аспекты. Его успех будет зависеть от тщательной проработки деталей, прозрачности критериев и, самое главное, от готовности всех участников образовательного процесса к открытому диалогу и сотрудничеству.