Режиссер рассказала о новой постановке Маленького принца для взрослых и детей

Режиссер рассказала о новой постановке Маленького принца для взрослых и детейФото

Полет в мир глубинных смыслов и забытых историй

Выбор «Маленького принца» для постановки обусловлен, отчасти, его присутствием в школьной программе. Хотя книга не была моей настольной в школьные годы, глубокое погружение в неё год назад, при возникновении идеи постановки, открыло невероятную глубину истории. Эта, казалось бы, детская сказка поднимает серьёзные, взрослые вопросы. Поэтому спектакль рассчитан не только на детей, а на совместный просмотр и последующее обсуждение взрослыми и детьми – этот диалог крайне важен.

Адаптация философского текста к сценическому языку действия стала сложной задачей. Прозу пришлось переписать в пьесу, вдохнув в «Маленького принца» новую жизнь. Для этого были изучены сотни источников: письма Экзюпери, его жены Консуэло, документы того времени, книги и воспоминания. Изучение биографии Экзюпери привело к идее провести через спектакль судьбу самого Антуана и его жены, его Розы.

Сказка-притча трансформировалась во взрослую версию со ссылками на время жизни автора, его мысли и отрывками из писем. Возрастное ограничение 12+ обусловлено сложностью восприятия всех смыслов для самых маленьких зрителей. Центральный сюжет – последний полёт летчика, который не вернулся, и спектакль представляет собой фантазию об этом полёте, где мир одновременно реален и ирреален.

Многие знают Экзюпери только как автора «Маленького принца», порой забывая о других его произведениях. Главное отличие – Экзюпери всегда писал, основываясь на личном опыте военного летчика, его книги – это личные впечатления и наблюдения. Он был и реалистом, и романтиком, и вдруг появляется светлая повесть-притча о вечных истинах. Изучение биографии помогло понять, почему он её написал.

Понимание жизни Экзюпери, его окружения, показывает, что «Маленький принц» – это не просто история абстрактного летчика и мальчика, а исповедь автора, его боль. Консуэло сыграла огромную роль в создании книги, окружив Антуана заботой, нашла им дом за городом, уберегла от волнений и переживаний, несмотря на противоречивые отношения. Она прощала всё, и без неё шедевр не появился бы. Экзюпери сожалел, что не посвятил ей книгу.

Жанр «фантазия полёта» выбран неслучайно. Это смысловой перевертыш, уместный для произведения. Сам Экзюпери, отвечая на вопрос об птицах в космосе, говорил: «Не знаю. Какая разница?!». Он был великим фантазёром. Кроме того, за основу взят последний полёт Экзюпери, оставивший множество вопросов спустя 80 лет.

Находка браслета Экзюпери с именами Антуана и Консуэло и адресом издательства «Маленького принца» спустя 60 лет после исчезновения, поразила. У них не было детей, их единственный ребёнок – «Маленький принц». Обломки самолёта были найдены позже, но маршрут полёта отличался от запланированного. Газетные статьи о различных версиях исчезновения Экзюпери, их множество, восхищают и ужасают одновременно, но ни одна не подтверждена.

Консуэло узнала о гибели мужа из газет, официально ей не сообщили. Всю жизнь она ждала своего «Маленького принца», Тонио. Это печальная, но и светлая история. Понимание истории Экзюпери и Консуэло показало, что произведение мог написать человек, знающий утрату и страдания, неидеальный, совершавший ошибки.

Фраза летчика: «Так я жил в одиночестве и не с кем мне было поговорить по душам, и вот, однажды, что-то сломалось в моторе моего самолета…» метафорически отражает ситуацию, когда ломается «мотор» души, и человек оказывается в собственной пустыне. Выбор невелик: починить «мотор» или погибнуть. Починка души требует осознания ошибок и попыток исправления. «Мы в ответе за тех, кого приручили», – горькая истина, не всегда имеющая возможность реализации.

Подготовка актеров была сложной. Каждый спектакль – это поиск, как заново учиться ходить. «Маленький принц» – второе по популярности произведение в мире, и задача состояла в том, чтобы известные фразы зазвучали свежо. Многое пробовали, от многого отказывались, сочиняли, смеялись, ругались. Театр – живое искусство, эфемерное, важно постоянно искать и пробовать.

Актеры проделали огромную работу, нашли баланс между сказкой и реальностью, жизнью и смертью. Остаётся пожелать спектаклю долгой жизни, а зрителю – счастливого полёта в эту фантазию.

Премьера спектакля «Можно попросить Нину?» ранее состоялась в Дзержинске.

Мира ЛИСИНА и Петр АНДРЕЕВ. Фото Кирилла Мартынова

Источник: Источник

Популярные социальные и полезные новости дня:

...

  • 0

Популярное

Последние новости